четверг, 30 апреля 2015 г.

Электрика. Переделка старого удлинителя в "катушечный".

Дело было вечером...




Во время сегодняшней уборки в кладовке выяснилось, что "бережно" хранимые мною там удлинители в очередной раз "сплелись в тугой клубок влюблённых змей" =)) © Мельница. И что это вовсе не нравится кое-кому из родных. Так что я решил в ближайшее время провести среди них ревизию: что-то выбросить, что-то разобрать на комплектующие и раскидать по коробкам, чтобы место не занимали, и оставить 2-3 "универсальных" и ходовых. И в первую очередь я подумал о своем самом длинном, толстом и грязном "строительном" удлинителе, лежащем в кладовке:


Десять метров "честного" КГ-ХЛ 3х1.5. Он был изготовлен 6-7 лет назад для глобального и бесконечного ремонта собственной квартиры. Однако, для него нашлась работа и за ее пределами - например, можно заметить, что на одной из розеток отсутствует защитная крышка - ее оторвали предположительно китайцы-отделочники в квартире знакомого-заказчика. 
Сама колодка - от заводского китайского удлинителя (кажется, ИЭК), врожденным недостатком которого было низкое сечение родного провода - 3х0.75, и малая его длина. Так что он стал тогда донором розеточного блока для моего сурового самопала. За годы эксплуатации удлинитель показал себя очень хорошо - контакты не разболтались, и ей было совершенно пофиг на одновременное включение чего-то вроде пылесоса, штробореза и перфоратора. Жилы КГхи были тупо припаяны к ламелям - и пайка прекрасно сохранилась. А вот моё тогдашнее решение залудить концы и зажать их торцами винтов в вилке оказалось очень неудачным - по прошествии времени припой "потёк" и вилка стала сильно нагреваться. Про НШВИ я тогда еще "не, не слышал" :)
Розеток достаточно для кучи инструмента - не нужно передергивать вилки. Но вот минус такого решения - неудобство хранения: колодка здоровая и занимает много места, а намотанный на нее длинный эластичный кабель норовит сползти и запутаться.
А несколько лет назад я притащил с работы несколько освободившихся катушек от триммерной лески. Без каких-то особых планов на их использование - просто решил, что эти штуки могут для чего-нибудь понадобиться:


Валялись они себе на балконе годами, пока я не решил, что неплохо бы кабель удлинителя для хранения накручивать на катушку. В домашних условиях каркас с ручкой для переноски и осью для смотки/размотки мне нафиг не нужен (хотя я все же подумал о возможности его изготовления из полипропиленовых труб для другой катушки), да и длина кабеля тут смешная.
Для начала прикинул, сколько кабеля входит на катушку:


Выяснилось, что 10 метров - с огромным запасом, можно накинуть еще столько же. А вот колодку, конечно, придется заменить на что-то более компактное. Выбор пал на Legrand Elium на 3 гнезда - конечно, это не 5, но зато аккуратно, компактно и для дома вполне достаточно.


Тут как нельзя кстати пришлась Леграновская технология с креплением блока розеток на поверхность через специальный суппорт, который позволять быстро отщелкнуть колодку и легко и непринужденно использовать удлинитель в нужном месте. Можно просто размотать с катушки весь кабель, отцепить колодку от катушки и работать с ней где-нибудь под потолком, чтобы катушка не мешала. Сраный Makel так не умеет :)
Моя катушка имеет полезную особенность - она может разбираться на три части: центральная втулка и два фланца, которые не дают намотанному кабелю (или еще чему) сползать. Втулку теоретически можно обрезать, сделав удлинитель еще компактнее.


Эта фича сильно облегчила крепление суппорта от колодки. Через одно из штатных отверстий он зацепляется за внутреннее ребро жесткости фланца с помощью П-образной гайки:


Такие гайки (а также винты, шайбы и т.п.) я извлекаю из китайско-турецко-российского электрохлама, иногда проходящего через мои руки в помойку =)) С паршивой овцы хоть шерсти клок. Эти крепежные элементы я порой использую не по назначению в каких-то своих поделках вместо обычных гаек. Тут она пришлась как нельзя кстати.


Второе штатное отверстие в суппорте расположено не так, как нужно - если его задействовать, то будет мешаться центральная втулка. Поэтому пересверливаем:


В качестве крепежа опять использую гайку от электроустановки, на сей раз квадратную - она имеет острые загнутые "вниз" углы. Благодаря им гайка впивается в пластик и не проворачивается:


 Здесь я не учел, что в самой колодке есть углубления под головки винтов суппорта, расположенные над штатными отверстиями. И что на мой винт с полукруглой головкой она не встанет. 


Пришлось искать винт М4 с потайной головкой и зенковать отверстие. Колодка встала на место, и дело осталось лишь за электрикой.


Отсоединяем старую колодку (я ее пока не выбрасываю, а унесу в подъездный тамбур), зачищаем жилы. Автоматические клещи-стрипперы типа WS-04 на резине практически бесполезны. Можно использовать что-то вроде этого


Или нож. Оборвав вышеуказанным съемником одну проволочку, решил более не искушать судьбу и осторожно перезачистил ножиком.
Legrand рекомендует при подключении своих колодок и вилок снимать внешнюю изоляцию кабеля на 38 мм, после чего зачищать внутренние жилы на 8 мм. У меня, видимо, здесь получилось больше :) Наконечники - ОБЯЗАТЕЛЬНО!


Я снимаю с НШВИ юбку для удобства подключения. Сами наконечники нужно обрезать где-то на 1/3, иначе не войдет в клемму, а места в клеммном блоке мало.


У меня уже валяется зачаток статьи о том, как, для чего и из чего нужно изготавливать удлинители самостоятельно. Там я опишу все это более подробно.
На этом, собственно, всё. Закрываем клеммник крышкой, колодку крепим на катушку, наматываем кабель. Для фиксации кабеля я, кстати, использовал кусочек липучки Hyperline, что как-то присылал мне CS :) Вещь удобная.
Финальный результат - заглавное фото.

2 комментария:

  1. Необходимость отыгрыша. Вейджер в этом случае выше, чем для призов за депозитом автоматы с бездепозитным бонусом за регистрацию. И пока свои не отыграны, ликвидировать их невероятно.

    ОтветитьУдалить
  2. Gogetlinks – биржа дает вероятность разместить ссылку с разовой оплатой в статьях закупка ссылок для продвижения сайта либо заметках. Размещение доступно как в свежих, так и место материалах. В Gogetlinks громадный выбор – 19 034 сайта на написания заметки.

    ОтветитьУдалить

Пожалуйста, укажите кто Вы!